yadocent (yadocent) wrote in lugansk_lg_ua,
yadocent
yadocent
lugansk_lg_ua

Categories:

Памяти Олега Ивашова



В конце апреля ушел из жизни наш соратник, сценарист и выпускник ВГИКа
(Всероссийский государственный институт кинематографии), заметная фигура
культурного ландшафта Луганска Олег Владимирович Ивашов.

Еще во время учебы во ВГИКе он участвовал в написании киносценариев
таких популярных телесериалов как «Клубничка», «Марш Турецкого», «Крот».
Создал сценарий документального фильма «Красное на черном», посвященный
жизни и творчеству рок-музыканта Константина Кинчева. Стал соавтором
сценария короткометражки «Портрет». Фильм, кстати, стал Лауреатом
Каннского международного фестиваля. Еще один короткометражный
художественный фильм «Московская зима» (Режиссер Квон Ки Сок, Корея),
стал лауреатом международного кинофестиваля азиатского кино «Азимут».









«История доказала – в мире нет искусства, более
воздействующего на сознание человека, чем кинематография. Воспитание человека
через кино стало величайшим приобретением ХХ века», – отмечал Ивашов в одном из своих интервью.

Идею воспитания человека через кино он смог воплотить в
стенах Академии Матусовского, где начал свою работу еще в 2002 году –
преподавал сценарное мастерство, основы режиссуры, рекламный ролик,
кинопроизводство, авторское право.

За время работы Ивашов снял ряд телепередач и проектов: «Выставком» –
об изобразительном искусстве Луганска, «Анимакратия» – об анимации,
«Афтар жжот» – о современной художественной литературе, «Вторжение кино»
– о популярном кинематографе, «Lugansk rock city» – о местной
рок-сцене, «Вавилон маст дай» – о растаманах, комедийное скетч-шоу «Кулек».

В 2011 году снял хроникально-документальную картину «Черное
лето сорок первого», рассказывающую о первых днях Великой Отечественной войны.
Фильм стал лауреатом Фестиваля документального кино «Небесный град и земное
Отечество», проходивший в рамках XIII Всероссийского фестиваля духовности и
культуры «Бородинская осень» в подмосковном Можайске.

Еще одной «фишкой» стала «СинеМатусовка». В названии хорошо валяющий
пером Ивашов объединил кино и Матусовского, у памятника которому и
проходили встречи. Суть проекта была в следующем: продумать сценарий
сюжета на и снять кино за один день. Так, по мотивам произведения
«Барышня и хулиган» был снят фильм в 1918 году Евгением Славинским с
Владимиром Маяковским в главной роли. Ивашов немного изменил сюжет и
добавил счастливый конец для героев. «Мы сделали свою версию фильма,
более современную и необычную. Думаю, это можно с гордостью назвать
первым художественным фильмом в ЛНР», – отмечал он.

Еще одной работой в рамках «СинеМатусовски» стал фильм «4 ½»
– аллюзия на кинокартину Федирко Феллини «8 ½».

Ивашов также снял документальный фильм, посвященный первому
десятилетию Академии Матусовского «Хроника десятилетия» и 13-й годовщине вуза «Мы
– луганчане», выступив в качестве сценариста, режиссера, монтажера и художника-графика.

В 2017 кафедра анимации выпустила первый в Республике
15-минутный мультфильм «Сказ про старца Филиппа Луганского», где выступил
автором сценария и режиссером. «У меня была непростая задача: нужно было
представить неординарного человека Филиппа Горбенко так, чтобы его жизнь и
судьба были интересны нашей молодежи, при этом представить правдиво, не искажая
фактов и не прибавив ничего от себя для драматизма», – говорил он.

Второго мая 1988 года на сцене ДК Маяковского состоялось
первое выступление рок-группы «Вороны клюют твои посевы, Джузеппе!». Как писала
«Наша газета»: «Это был первый рок-концерт в Ворошиловграде с участием местных
исполнителей: «Президиум», «Конкуренты», «Тяжелый молот» и «Вороны клюют твои
посевы, Джузеппе!». С 1988-2011 год Ивашов был креативным продюсером и автором
текстов группы.

Предыстория появления команды начинается в 1977, когда
друзья-пятиклассники Игорь Орцев и Олег Ивашов решили создать свой коллектив.
Эта дружба и стала основой для создания в 1988 рок-группы. Названием послужил
испанский радиопароль отрядов кубинских партизан во время революции под
предводительством братьев Кастро и Эрнесто Че Гевара.

В 1989 появился первый магнитофонный альбом. Благодаря ему о
рок-группе узнал весь СССР. Главный рок-идеолог Сева Новгородцев услышал эту
запись и в одной из своих радиопередач «Рок-посевы», рассказал о талантливой
группе из далекого Ворошиловграда. Правда в 1991 коллектив прекратил свое
существование и вновь воссоединились музыканты через много лет – в 2008. Ивашов
не только продюссировал и писал тексты, но и организовывал первые рок-фестивали
в Луганске: «Глюки-буги», «Треш-мания». Может быть поэтому, его называют отцом
луганского андеграунда.

Вот, что о своем друге вспоминает Игорь Орцев: «Олега
называют «отцом луганского андеграунда». Он ушел. Судя по титулу, над могилой
должно было прозвучать нечто подобное квиновскому «We Will Rock You» в
коллективном исполнении луганских музыкантов, но вместо этого молитву тихо
прочитал имам, а в земляной холмик воткнули вертикально доску с надписью «Абдуллаh»
– это имя, которое получил мой друг, когда принял много лет тому назад ислам.
Да и нет в Луганске уже никакого андеграунда. Просто время такое, что нет в нем
нужды. А теперь не стало и его «отца». В своей жизни он занимался исключительно
тем, что ему нравилось. Не знаю, в какой именно момент это произошло, но Олег
стал как бы главным парнем по всем делам, что касались неофициального
творчества луганской молодежи – того самого андеграунда. Ни одно событие не
обходилось без его участия. Он стал посланником Луганска в большой мир, тогда
еще советского, андеграунда. Мотался по всем фестивалям, таскал других,
налаживал контакты. Обладал исключительной способностью, талантом научиться
чему угодно. Ему давалось все легко. В его голове скопился такой огромный багаж
знаний, что многим и не снился. Он легко поступил во Львовский университет на
факультет журналистики, но также легко и бросил, поняв, что ему это не
интересно. Работал простым рабочим сцены в Луганском драмтеатре, потому что эта
среда была наиболее соответствующей его духовным запросам. Потом легко поступил
во ВГИК. Надеюсь, пройдет время и Луганск обязательно оценит вклад этого человека
в культурное развитие города».

О том, как он, русский, родившийся и воспитанный в
православной среде, пришел в ислам сам Ивашов рассказывал так: «Когда
разваливался СССР, я, честно признаться, искренне ликовал. Нам всем тогда
казалось, что стоит изгнать из нашей жизни коммунистов, как мы все заживем как
в Америке – сыто и комфортно. Мы все тогда, как по волшебству, превратились в
ярых антикоммунистов, респект западным спецслужбам – уж постарались так
постарались, в искусстве манипуляции сознанием им равных нет. Но когда я
оказался в Москве и поступил во ВГИК, мне пришлось по-настоящему включить
голову, потому что иначе там никак. Я стал много и с удовольствием читать, в
основном книги по психологии – основополагающей науки для кинодраматурга, на
которого я учился. Чтение раскрыло мне глаза на истинное значение
коммунистического движения. Я не стесняясь стал заявлять о своих левых
взглядах, нимало шокируя окружающих. Вскоре, следуя любимому принципу Маркса «сомневайся
во всем», я углубился в ислам. К своему удивлению обнаружил, что между
коммунизмом и исламом практически нет разногласий, обе эти идеологии преследуют
одну цель – мир, справедливость, гуманизм, интернационализм… А прочитав Коран,
я понял, что я всегда был мусульманином, но только этого мне никто не сказал. И
вскоре я оказался в Московской соборной мечети, где открыто признал положения
ислама. По шариату этого достаточно, чтобы человека считали мусульманином».

Мусульманская община Луганска поддерживала Ивашова в тяжелое
военное время после 2014 года и организовала его похороны.

Активно участвовал в работе Философского монтеневского
общества. Его доклад «Зеленский как советский медиапродукт» был посвящен
медийным стратегиям современной демократии и их реализации на примере
президента Украины. Стал одним из организаторов и участников заседания «Донбасс
и кинематограф: в ожидании шедевров». Война в Донбассе получила разнообразное
отражение в литературе, музыке, изобразительном искусстве – обсуждали, что нужно
сделать, чтобы отразить происходящие события в кино. Еще один доклад «Основы
мусульманской теологии», где он рассказывал о личном опыте обращения в ислам.

В 1984-1987 Ивашов проходил срочную службу в рядах Краснознаменного
Черноморского флота СССР. Там, в армии, он и пришел в журналистику – был
корреспондентом гарнизонной газеты «Знамя победы». Первая публикация в
«серьезной прессе» случилась в 1988 году. «Благодаря газете
«Молодогвардеец» и работавшей там Юлии Черепниной я начал свою газетную
практику. Конечно, этот период очень сильно повлиял», – говорил Ивашов в интервью.

Потом работал в телекомпании «Эфир-1» создав программы «Ивашоу»
и «Глюки-Буги», а также в луганской «Молодежной газете». В Москве Ивашов писал
для «Новой газеты» и вел рубрику в скандально-известном издании «Спид-инфо».

Активно сотрудничал с различными рекламными агентствами в
Луганске и Москве: занимался разработкой и производством теле-, радиорекламы, а
также рекламных стратегий. Например, рекламной стратегии торговой марки «Русский стандарт».

И все-таки главное, что отличало его, как журналиста – это
активная гражданская позиция. С начала войны он принял сторону Донбасса,
высказывал свою позицию в СМИ за что попал на сайт «Миротворец». Чуткость и
внимание к глубинным слоям бытия сделали его не только общественным деятелем, но и поэтом.

Наша переписка с Ивашовым началась со стихов. И потом,
литература и кинематограф – стали постоянными темами нашего общения. Помнится
он прислал мне свои хайку – ироничные, полные литературных аллюзий, отзывов на
актуальную политическую повестку и на вечные философские вопросы. Были хайку,
написанные и по мотивам моих стихотворений.

Однажды, проводя новогодний блиц-опрос преподавателей, я
спросила о планах на будущий год, и он ответил: «Хочу достичь верхних слоев
атмосферы и выйти в открытый космос! Не, а что?».

Ивашов оставил после себя большое творческое наследие – его еще
предстоит разобрать, систематизировать и оценить. Несколько лет назад
Ивашов вступил в члены СП ЛНР. Его киносценарий «ОPUS 23» вошел в
сборник «Воля Донбасса». Мы этот вопрос уже обсудили с руководством и
приняли решение: Союз писателей ЛНР системно займется этой работой.
http://lugansk1.info/110504-pamyati-olega-ivashova/


Tags: Литература, Люди Луганска, Память, Творчество луганчан
Subscribe

Buy for 20 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment