yadocent (yadocent) wrote in lugansk_lg_ua,
yadocent
yadocent
lugansk_lg_ua

Categories:

Из истории Луганского еврейства.

Предыдущий опыт https://yadocent.livejournal.com/156181.html

Биография еврейской общины.

По указу Екатерины II от 23 декабря 1791 года евреям, несмотря на существующую в России «черту оседлости», разрешалось селиться в Екатеринославской губернии «…в целях развития промышленности в новом крае».

В 1797 году польских «бродяг» - солдат разбитой польской армии прислали на строительство Луганского литейного завода. Среди них был первый «евраин» Соломон Давидович, 35 лет.

По данным церковного учета 1857 года и 10 ревизий 1858 года в Екатеринославской губернии 1,3% евреев проживали в Бахмутском и 0,3% в Славяносербских уездах. В «материалах для географии и статистики России. Екатеринославская губерния» за 1862 год лиц иудейского вероисповедания в г. Славяносербске насчитывалось 153 человека, на Луганском литейном заводе – 156 человек.




В Луганск евреи приехали из еврейских колоний Екатеринославской и Херсонских губерний. В колониях в тяжелейших условиях евреи осваивали земли этих районов. Евреи занимались промыслами и торговлей. Тем же евреям, которые желали заниматься хлебопашеством, отводились земли, и они на определенный срок освобождались от уплаты налогов. Первая синагога в Луганске была построена в конце 60-х годов 19 века на средства еврейского купечества.

В 1912 году еврейская община имела три синагоги – Хоральную, Митовскую и Ремесленную.

В дореволюционном Луганске, по данным архивных документов, еврейская община была второй по численности после коренного русского (украинского) населения и составляла 5554 человека, русских же насчитывалось 54002 человека, поляков - 569 человек, армян - 263 человек.

Жизнь еврейской общины была активной во всех направлениях. В городе функционировали начальное училище Луганского еврейского общества, частные еврейские училища 3 разряда Гуситинской, Спицеровой, Рагинского. Кроме этого, издавались два детских еженедельных журнала для еврейский детей на русском языке “Цветник (Цветок) Иудеи” (редактор-издатель И.С.Житомирский) и “Южный Израиль”(редактор-издатель Ц.Р.Лейфер), а также еженедельный журнал “Гапрохим”, издателем которого был Луганский общественный раввин П.М.Левнер.

О благотворительности, как об неотъемлимой части деятельности еврейской общины, помнили и в начале ХХ века, о чем свидетельствует существование Общества пособия бедным евреям г. Луганска (председатель Д.И.Беренштейн), на базе которого активно работала Амбулатория общественного пособия бедным больным евреям г. Луганска.

О творческом и эстетическим развитии еврейского населения Луганска заботилось Еврейское литературно-художественное общество под председательством И.Г.Борштейна. Религиозная активность выражалась в посещении трех синагог (здание одной из них сохранилось до сих пор), молельного дома при Юрьевском заводе, а за мудрым советом или помощью в проведении религиозных обрядов обращались к духовному раввину г. Луганска А.М.Фридману. Религиозные еврейские праздники освещались во всех справочных изданиях уезда наравне с христианскими.

Немалый вклад в развитие экономики и промышленности края внесли евреи-предпрениматели. К примеру, П.М.Гольдштейн был управляющим Азовско-Донского коммерческого банка и председателем правления ссудо-сберегательного товарищества; Б.И.Эстерович был владельцем Луганского кирпично-черепичного и винокуренного заводов, а семья Вендеровичей имели чугунно-литейный завод в с. Ивановка, были совладельцами шахт, имели большие дома на Почтовой улице. Р.П.Геннефельд - чугунно-литейный и механический (п. Лозовая-Павловка). Среди купцов первой и второй гильдии были братья Ольховы: Соломон, Флавий, Фабиан – владельцы пивоваренного завода. А.Д.Вендерович и И.И.Антейкер были старшинами Луганского горно-коммерческого клуба.


Фото.1. Дом С.Д. Вендеровича (сейчас на этом месте Луганский областной
художественный музей)



Фото 2. Вид на особняк Д.С. Вендеровича сбоку

В 1917 году в марте в еврейской общине Луганска появился комитет Еврейской социал-демократической рабочей партии. В этой организации насчитывалось около 500 человек. Они организовывали профсоюзы игольного цеха, парикмахеров, торгово-промышленных служащих. Комитет имел своих депутатов в Совете, гласных в городской Думе, издавал газету «Еврейский социалист».

В 1930-е годы в Луганском округе проживало 1,66% евреев. Среди городского населения они составляли – 12 %. Проживали они в основном в Луганске, Алчевске, Лозовой-Павловке (Кадиевка). Своих школ евреи не имели. В Луганске в двух семилетках преподавали еврейский язык в еврейских классах. В 1929-1935 гг. были закрыты синагоги. В 1938 году были закрыты еврейские классы в школах.
Геноциду были подвержены евреи в период оккупации в 1942 году. В Луганске, на Острой Могиле было расстреляно более 3 тысяч мирных жителей: стариков, женщин и детей.

Евреи сражались на фронтах ВОВ, героически боролись с фашистскими захватчиками. Борис Горбатов в своем романе «Непокоренные» описал расстрелы мирных жителей Луганска на Острой Могиле.

Евреи приняли активное участие в восстановлении разрушенного города. Были построены новые улицы, построен цирк (архитектор Гамерштейн). Большое внимание уделялось развитию промышленности в городе. Директор завода им. Пархоменко Л. Красиловский, главный инженер завода ОР много сил и энергии вложили в развитие промышленности нашего города. Л. Шлапоберский – знаменитый фотокорреспондент, его фотографии и фотоочерки помещали в областные, республиканские, всесоюзные газеты и журналы.

Возрождение еврейской культуры началось с создания еврейского культурного центра «Нэр» в 1992 г. Центр стал средоточием еврейской жизни города вплоть до открытия ЛОБФ «Хэсэд Нэр».
В 1997 г. в Луганск пришел Американский Еврейский Объединенный распределительный комитет Джойнт. При поддержке был создан Луганский областной благотворительный фонд «Хэсэд Нэр»
. В сентябре 1997 года первые 500 луганчан получили праздничные наборы к Рош-а-Шана от «Джойнт». В октябре 1997 года в областной украинской юстиции зарегистрирован Луганский областной благотворительный фонд «Хэсэд Нэр». Уже в декабре 1997 года начали работать первые социальные программы питание, патронаж, прокат, благотворительная аптека, клуб. С января 1998 года программы Хэсэда пришли на периферию. В феврале 1998 года родились первые общинные программы. А уже в ноябре 1998 года в торжественной обстановке, впервые в СНГ, открылся наш еврейский дом – Хэсэд, общинный центр, синагога. В 1999 г. в Луганске открывается Общинный центр при фонде, а в 2000 г. общинные программы в 7 городах области. За 5 прошедших лет Хэсэд вырос и сильно изменился. Хэсэд – это 10 социальных и 20 общинных программ. Это 58 населенных пунктов, куда приезжает Хэсэд на колесах. Это 7 отделений в крупных городах Луганской области.

В 1999 г. была официально зарегистрирована религиозная община «Эмуна», в город приехал рав Шолом Гопин. В этом же году были открыты еврейский детский сад и еврейская общеобразовательная школа «Бейт Менахем». (Ор Авнер). В 2002 г. при школе открыт пансион для иногородних детей.

В городе также работает Израильский культурный центр, еврейское агентство Сохнут. Сделаны первые шаги в строительстве новой синагоги.

Число членов общины на 2002 составляло 7800 чел. Репатриация в Израиль: 1999 – 608 чел., 2000 г. – 617 чел.

Организации и службы: ЛОБФ «Хэсэд Нэр» и Общинный центр; Религиозная община «Эмуна», синагога; Еврейский детский сад и еврейская общеобразовательная школа «Бейт Менахем»; Еврейское агенство «Сохнут»; ИКЦ (воскресная школа). Выходит газета «Нэр» (ЛОБФ «Хэсэд Нэр») и газета еврейской общеобразовательной школы «Бейт Менахем»,

Весной 2014 Луганская еврейская община прославилась своим резонансным зявлением



В августе 2014 Еврейская община Луганска объявила об организации эвакуации евреев города из зоны военных действий. Как сообщалось на сайте общины, в городе формируется группа, которая выедет в Израиль по упрощенной схеме репатриации при финансовой поддержке благотворительного фонда «Керен Едидут». Выезд был назначен на сентябрь 2014 года. Также организована эвакуация евреев в безопасные области Украины. Луганская еврейская община опубликовала заявление, в котором просила помочь оповестить евреев города о предстоящем отъезде: «В связи со сложной обстановкой в городе, связанной с отсутствием телефонной связи и любых форм оповещения, просим помочь найти евреев Луганска. Всем, кто не имеет возможности выехать из города, будет организован выезд от синагоги». Среди погибших тогда от обстрелов города украинскими карателями была и еврейская семья Ситниковых.

17 августа 2018 года официальную регистрацию в Министерстве юстиции ЛНР получила религиозная организация «Луганская еврейская община ортодоксального иудаизма» (руководитель Павел Бойченко, завкафедры лабораторной диагностики ЛНУ им.Шевченко). В начале сентября представители общины отметили еврейский новый год Рош-ха-Шан. В этот праздник принято посещать кладбище и поминать умерших, поэтому первым делом представители общины занялись благоустройством кладбища, расположенного в районе Луганского автовокзала. «Здесь были непроходимые заросли, здесь собирались бомжи, наркоманы, сатанисты. Мы начали это кладбище восстанавливать своими силами», – рассказал Павел Бойченко, сам переживший Блокаду-2014 и выпустивший книгу "Непонятная война" (2016).

Известные Луганские евреи https://jewishnews.com.ua/community/evrejskaya-ukraina-10-faktov-o-evreyax-luganska
источник https://yadocent.livejournal.com/1091422.html

Tags: История, ЛУГАНСК, ФОТОГРАФИИ, Факты
Subscribe

Buy for 20 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments