 |
Чтобы попасть даже на свою российскую сторону, нужно преодолеть вначале железнодорожные пути, а после пройти через дежурящих у места пересечения границы российских пограничников. Фото: Ольга ГОПАЛО |
|
К слову, россияне с улицы «Дружбы народов» сейчас полностью лишены транспортного сообщения с Россией (поскольку попасть в центр Чертково можно было только через территорию украинского поселка Меловое). Даже «Скорая помощь» не может приехать на вызовы к домам, отделенным украинской границей. Фельдшер, минуя железнодорожные пути, направляется к пациентам пешим ходом. А пенсию для проживающих в «осадных» домах россиян социальному работнику пришлось доставлять в сопровождении вооруженных пограничников.
- Батюшки, это что же такое делается, - причитает бабулечка в выцветшем платочке, смахивая наворачивающиеся слезы. - Столько лет туда-сюда ходили. Ну вы же меня знаете?! Сын у меня в Меловом неходячий, к постели прикован... И никого ж кроме меня у него нет. Ну пустите!
- Не можем - приказ, - сурово бубнит украинский пограничник и возвращает рукой бабульку в сторону России.
К сожалению, теперь такие семейные драмы здесь случаются практически каждый день. У каждого есть родственники по обе стороны демаркационной линии.
 |
Российский поселок Чертково расположен у самой границы. Рядом украинское Меловое. Луганская область. Между ними лишь железная дорога. Фото: Ольга ГОПАЛО |
|
«Хотим, как прежде, жить вместе»
Новыми санкциями украинские чиновники отобрали у людей еще и возможность для заработка. Некогда в украинском Меловом был рынок - туда по средам и субботам приезжали со всей Луганской области на ярмарку местные фермеры. А россияне охотно приходили и покупали дешевые продукты - яйца, птицу, рассаду и прочие блага сельского предпринимательства. Теперь местная торговля встала.
- Помню, мы даже стояли в очередях, которые тянулись как змеиный хвост по обе стороны границы - столько было желающих! - вспоминает женщина по имени Татьяна. - И овчинка стоила выделки - сэкономить можно было прилично. Обратно многие возвращались, груженные цыплятами, чемоданами с конфетами и печеньем, сетками с овощами-фруктами. Теперь все - россиянам путь заказан.
Потому украинцы сами идут сюда в Чертково с сумками, чтобы хоть как-то подзаработать, и раскладывают свой нехитрый товар теперь на привокзальной площади - в шаге все от той же границы.
 |
Украинский предприниматель Анна Литвиненко, с которой мы познакомились на границе. Фото: Ольга ГОПАЛО |
|
- От лица всех предпринимателей могу сказать, что из-за того, что к нам россиян не пускают, - говорит украинский предприниматель Анна Литвиненко, с которой мы познакомились на границе, - мы теперь сидим без работы. Каждый думает о том, чем платить за газ и свет. И у людей просто уже нет денег. А в России значительно лучше. Мы должны жить вместе, как один поселок. Помогите!
Люди искренне переживают, что больше никогда не смогут увидеть своих родных
- И Меловое, и Чертково в советские времена считались единым поселком, мы никогда их не делили на Украину и Россию, - в сердцах недоумевает Александр Моргослеп. - Все детство и юность прожил на Дружбе народов, где чуть больше ста домов. Сейчас у меня там живет мать. Она уже пожилая. Ей то хату починить, то продукты завезти надо. Вырос я, получается, на Украине, а теперь живу в России. До сих пор на той стороне много друзей, с которыми мы также общаемся. Девчата знакомые в магазине работают. Другая одноклассница - директор украинской школы. И таких, как я, здесь много. Я ведь сам водитель, много езжу по стране. И кому ни рассказываю про нашу ситуацию, все смеются, говорят - быть такого не может!
 |
Александр Моргослеп все детство и юность прожил на Дружбе народов. Фото: Ольга ГОПАЛО |
|
Сейчас чертковцы держат связь с другой стороной через украинцев, которые приходят в Россию то за дешевыми лекарствами и бензином, то в гости или ухаживать за родными.
А вот отправляться в международные пункты пропуска многие не торопятся. У кого-то просто нет загранпаспортов, а кто-то переживает, что много не набегаться, ведь паспорт-то не резиновый. А значит, придет время, когда и его придется менять. И тогда какие препоны еще придумают украинские политики. Люди искренне переживают, что больше никогда не смогут увидеть своих родных.
 |
Улица Дружбы народов: четная часть домов российские, а нечетная - украинские. Фото: Ольга ГОПАЛО |
|
НЕПРИДУМАННЫЕ ИСТОРИИ
Есть в Чертково байки, которые местные передают из уст в уста
Похоже, когда в 90-х делили государственные границы, никто не думал о людях - важен был каждый миллиметр, отвоеванный на карте. Потому есть байки, которые местные передают из уст в уста.
- Вот был у нас, скажем, мясокомбинат, который аккурат наполовину был разделен пунктиром на наш и ихний, - с охоткой рассказывает Михаил Ильин. - Приемный и убойный цеха, куда пригоняли и где забивали бычков, остался на Украине. А вот колбасный и холодильный - на нашей стороне. Так, чтобы россиянам пригнать свою животину, надо было делать круг через автомобильный пункт пропуска, а он отсюда в десятках километрах находится. Тем же, кто вывозил мясо, приходилось его оформлять у таможенников как экспорт, а с ним в придачу дополнительные траты на пошлины и ворох документов. В итоге наши животноводы со временем перекинулись к конкурентам, а комбинат из-за нерентабельности загнулся.
 |
Российский поселок Чертково расположен у самой границы. |
Community Info