yadocent (yadocent) wrote in lugansk_lg_ua,
yadocent
yadocent
lugansk_lg_ua

Category:

Луганск дореволюционный

Оригинал взят у yadocent в Луганск дореволюционный
Пышно отмеченое в 1995 году 200-летие Луганска несколько затмило тот факт, что ГОРОДУ Луганску в прошлом сентябре исполнился лишь 121 год. В самом деле, зарождение Луганска шло по традиционной Донбасской схеме: заложенный в 1795 металлургический завод, возникший вокруг него заводской поселок, сливающийся с окружающими селами и, наконец, статус города, дарованный «поселку Луганский Завод» указом императора Алексадра Ш от 3 сентября 1882 (аналогичный путь проделали Юзовка (Донецк), Алчевск (Коммунарск) и др.). Между прочим, возведение в статус уездного центра и объединение с селением Каменный Брод вызвало тогда протесты сельских обывателей, «не пожелавших присоединиться к городскому сословию». Несколько лет сельские общины, не жалея денег, слали ходоков с кляузами и в Екатеринослав, и в Петербург. Недоверие к новому городскому самоуправлению и экономический спад, связанный с закрытием в 1887 важного градообразующего предприятия – Луганского литейного завода, привели к кризису конца ХІХ века. Стараниями первого городского головы Н.П.Холодилина в 1895 завод был вновь открыт как «Казенный патронный» и положение стало выправляться.
Развитие Луганска и Славяносербского уезда (как и всей Югороссийской промышленности) в начале ХХ века было весьма динамичным. Бурно росло население (1897 г.-20419 ч., 1910 г.-42687 ч., 1911 г.-61400 ч.). Этнический состав городов и заводских поселков Донбасса был весьма пестрым с преобладанием русских. Это объясняется тем, что на заработки в промышленность шли главным образом крестьяне из центральной России; консервативные украинские «хлиборобы» не спешили лезть в шахты и становиться к доменным печам. Вот и в Луганске, по данным Б.Локотоша, в 1914 русские составляли 61 %, украинцы – 22 % (сегодня, после 90 лет страшной «русификации», эта пропорция изменилась на 47 % русских и 50 % украинцев). На почетном 3 месте шли евреи – 11 % (в соседних уездных центрах Бахмуте и Мариуполе они составляли соответственно 23% и 15%), жили здесь и белорусы, и поляки, и болгары…
Строительно-благоустроительный бум быстро превратил заводской поселок в полноценный уездный город. На старейшей улице – Петербургской (ныне – имени Ленина) – были снесены последние казармы рабочих литейного завода, их место заняли культурные 1-2-этажные дома из местного камня мергеля. Н.Холодилин подарил городу семейный сад, ставший садом Горнокоммерческого клуба (ныне Горсад имени 1 Мая). Было открыто Донецкое железнодорожное училище, обеспечивавшее собственными специалистами Донецкую и Екатерининскую железные дороги. На засыпанном Ольховском канале выросла новая Пушкинская улица, «Старый Базар» в районе улицы Почтовой был заменен Торговыми рядами. В 1900 году вступил в строй второй гигант городской промышленности – паровозостроительный завод Гартмана, самый мощный в России (выпускал 20 единиц в месяц). Формировались Преображенская, Троицкая, Привокзальная площади. Активно застраивался Каменный Брод: улицы Садовая (Карла Либкнехта), Вокзальная, Натальевский переулок. Выросли два железобетонных моста через Лугань.
По количеству профессионально-технических училищ Славяносербский уезд к 1910 занял 4 место в губернии (8 заведений и 481 ученик), функционировали также 5 гимназий, 3 церковно-приходских школы, 10 училищ. Культурно-бытовые потребности луганчан удовлетворяли 4 фотоателье, одним из которых (на Петербургской улице) владел Лев Матусовский – отец известного советского поэта-песенника («Подмосковные вечера», «Улица мира»). Выходили газеты «Донецкая жизнь», «Донецкій Бассейнъ», детские журналы «Цветник Иудеи», «Южный Израиль».
Хотя в городе к 1912 насчитывалось 4 православные церкви, большинство пролетариев относилось к вере весьма формально, возлагая исполнение религиозных треб на женскую половину: матерей, жен, дочерей. Набожность по праздникам не мешала учинять драки прямо у церкви во время богослужения. Было много неверующей молодежи, в основном из исключенных («недоучек»). Ну и конечно, все население интернационально воздавало почести Бахусу. По воспоминаниям инженера А.Ауэрбаха, даже иностранцы из заводоуправления сильно злоупотребляли пришедшимся по вкусу питием водки и русским матом. По подсчетам В.Ляшенко, в Луганске на каждые 40-50 человек в околозаводских районах приходился 1 кабак. Крупномасштабные пьяные драки даже получили название «луганских войн». Город был разделен на три части, враждовавшие друг с другом. Часто от этих драк страдали и заезжие революционные агитаторы, которых били как чужаков.
Естественно, что в подобной среде наиболее популярными стали радикальные идеи партий большевиков, эсеров, анархистов, активизировавшиеся во время Первой Русской революции. О деятельности РСДРП(б) в советское время было написано много, а вот о других… Между тем, в Донбассе весьма активно работала и Партия социалистов-революционеров. Первые их комитеты возникли в 1906 в Луганске, Бахмуте, Горловке, Юзовке. В Луганске и Дружковке у эсеров были свои подпольные типографии. Создавались и боевые организации. В Луганске в 1906 эсеры «экспроприировали» кассу завода Гартмана (на 4500 рублей), кассу Александровского винокуренного завода и экономию помещика Удода. В Дружковке они напали на казенную винную лавку, но встретили отпор и были арестованы (4 боевиков позже казнили в Бахмутской тюрьме). В отместку эсеры развернули настоящую охоту на полицейских: были убиты надзиратель Гадзиев, старший городовой Шулика, провокатор Козыренко. 24 июня 1907 конференция Константиновско-Горловского комитета ПСР, проходившая под открытым небом на берегу Кривого Торца, была арестована полицией.
После октябрьских погромов 1905 года (Бахмут, Луганск), проходивших, как отмечала газета «Наша жизнь», при полном бездействии полиции и войск, активизировались местные сионисты. Организации «Поалей Циона», объединявшие около 400 человек, возникли в Луганске, Юзовке, Бахмуте. Первоначально они занимались только пропагандистской работой, содержали типографии в Бахмуте и Юзовке (последнюю совместно с социал-демократами). По мере подъема революции еврейская молодежь начала активно участвовать в забастовочном движении, а к декабрю 1905 создала вооруженные группы самообороны. Удивляться или возмущаться этому нет оснований: национальные ограничения, налагаемые на евреев царским правительством, естественно привели к их массовому наплыву в радикальные партии, ставившие своей целью революционное свержение самодержавия. И то, что их было много на Украине, тоже понятно – именно здесь пролегала «черта оседлости» (концентрация евреев в городах Юго-Восточной Украины была максимальной – 62 % при средней 49 %). Наиболее разумные царские чиновники прекрасно сознавали непродуманность такой политики, «выталкивающей евреев из общества». Например, Екатеринославский губернатор Келлер в рапорте 190 года пытался объяснить пагубность политики «ненормального положения с еврейским вопросом». Чего же удивляться тому, что в тогдашних ежегодных губернских отчетах отмечалось, что «еврейская молодежь, за редким исключением, вся поражена идеями социализма».
Послереволюционная полоса (1907-1914) знаменовалась, как известно, попыткой внедрения в России аграрной реформы, связанной с именем П.А.Столыпина. Именно в это время возникло большинство немецких колоний в Славяносербском уезде – 30, общей площадью в 34812 десятин. Луганск являлся главным хлебным рынком не только для своего уезда, но и для сопредельных территорий – Старобельского уезда Харьковской губернии и Области Войска Донского. Именно исходя из потребностей народнохозяйственного комплекса позже, уже в советские времена, все эти территории были объединены в рамках Донецкой губернии, из которой потом выделилась Ворошиловградская область. Крупнейшими землевладельцами уезда в 1912 являлись З.К.Бондарец (деревня Суходол), М.М.Алексеенко (дер. Церковная), Бобб и В.И.Моччо (Ивановка), К.М.Попов (Успенское) и вышеупомянутый пострадавший купец П.М.Удод (Николаевка и Еленовка).
Изначально интернациональное население Луганска отличалось большой веротерпимостью: кроме православных церквей в городе были евангелистско-лютеранский молитвенный дом (пастор А.Г.Келлер), римо-католический костел (ксендз М.О.Ягулов), армяно-григорианский храм (протоиерей Г.Полубосьян), иудейская синагога (раввин А.М.Фридман). Функционировали филантропические общества: городская богадельня А.С.Филатовой, Благотворительное общество под председательством городского головы И.И.Николаева, Попечительство о народной трезвости под руководством уездного предводителя дворянства С.М.Ильенко, Римо-католическое благотворительное общество госпожи Моравской (Натальевский переулок), Общество пособия недостаточным учащимся гимназий А.В.Губиной и Общество пособия бедным евреям (председатель Д.И.Беренштейн), содержавшее на свои средства амбулаторию по улице Казанской (ныне Карла Маркса).
Помимо двух казенных гимназий (мужской И.Л.Бутова и женской Е.Н.Желтухиной) в Луганске функционировали ряд частных, воспитанницы которых отличались по цвету форменной одежды: в казенной – зеленая, в гимназии Лактюшовой – коричневая, у гимназисток Е.П.Чвалинской (Английская улица, ныне имени Даля) – синяя, в училище Л.М.Васневой (современный адрес – Красная площадь, №2) – серо-голубая. Купец 2 гильдии С.П.Васнев шефствовал над городским 4-классным училищем, при котором имелись специальные ремесленные классы, с 1892 готовившие кузнецов, слесарей, столяров и финансировавшиеся земством (кстати, его сын Н.С.Васнев был попечителем «Пушкинского» приходского училища по улице Садовой и гласным городской думы, а накануне Февральской революции 1917 был избран городским головой). С 1907 по улице Казанской функционировала городская общественная библиотека, совместно субсидируемая городом, земством и заводом Гартмана. Благодаря развитой системе просвещения грамотность среди луганских пролетариев была на достаточно высоком уровне (90 %) при средней по империи 20 %.
Была в городе и Земская больница в Камброде (ныне 4 городская), и 6 аптек, и 7 зубоврачебных кабинетов, и 2 банка, и 11 страховых обществ, два клуба и 4 общественных сада, 2 летних театра и 3 синематографа, 9 гостиниц, 6 парикмахерских, 4 ресторана, телефон и даже городская электростанция. В общем, был уездный центр не хуже других, пока за эталонным 1913 годом не подкатил военный 1914, потом революционный 1917 и загрохотал по улицам сумасшедший ХХ век. «Старое доброе прошлое» ушло в историю. Вздыхать о нем бессмысленно, идеализировать – глупо, надо просто помнить. Историческая память – единственное, что отличает человека от варвара.

(2004)
Tags: История, Луганск
Subscribe

  • Кто придумал Донбасс

    Глава украинского Совбеза Алексей Данилов заявил, что никакого Донбасса не существует, обвинив в продвижении этого термина современную Россию.…

  • В ДНР и ЛНР активизируют раздачу паспортов

    Украинские СМИ пишут, что в ДНР и ЛНР активизировалась выдача паспортов ДНР, ЛНР и РФ. В ДНР начали серьезно форсировать раздачу российских…

  • В боях за Дебальцево

    «Дебальцевская группировка противника», «населённый пункт зачищен на 2/3», «нанесён концентрический удар в обход…

Buy for 20 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments